Воспитать ребенка методом проб и ошибок - конкретные способы научить ребенка чему-либо
« Назад 17.07.2018 09:21 Представители поведенческой психологии утверждают - любой навык можно выработать с помощью тренировок. Один из видов тренировки - метод проб и ошибок, когда человек пытается осуществить действие, в результате чего оказывается успешным в нем или совершает ошибку. Он самостоятельно пробует, самостоятельно ошибается, самостоятельно усваивает ошибку и совершает корректировку. Казалось бы, все четко, и это выглядит как действенный способ научить чему-то. Разберемся?
Известный психолог Торндайк пытался научить кошку выбраться из «проблемного ящика» (кошке необходимо было нажать или потянуть лапкой механизм, после чего клетка открывалась) методом проб и ошибок. Если быть точными, то кот должен был дернуть за веревку, а далее нажать на рычаг, чтобы открылся другой замок, далее ударить по щеколде, в итоге открывающей дверцу. Процесс должен был длиться от 1 до 3 минут. Кошка самостоятельно пробовала найти выход из ящика. Спустя несколько попыток ей, действительно, это удавалось. Таким образом, Торндайк понял, что метод научения проб и ошибок эффективен и описал несколько законов в следствие данного эксперимента. Опишем эти законы с примерами воспитания детей данным способом.
Законы Торндайка:
Пример взаимодействия с ребенком: ребенок понимает, что, выполнив до вечера домашнее задание, он получает на ужин порцию вкусного десерта. Мама не нервничает. Остается время на просмотр мультфильма. Эффект положительный, возникает чувство удовлетворения, приятные чувства. Соответственно, работает закон эффекта - положительный эффект ведет к заучиванию реакции (делать домашнее задание сразу после школы).
2) закон готовности - определенные виды научения могут быть трудны, если субъект к ним не готов. Определение «готов» означает либо необходимый уровень психического развития, либо предшествующее научение, либо мотивацию и так далее. Если готовность к действию налицо, реализация научения приносит удовлетворение и закрепляется, а неожиданно возникшая помеха вызывает раздражение. Пример взаимодействия с ребенком: ребенок получает сложную логическую задачу в качестве домашнего задания по математике. Он пытается справиться с ней, но не может догадаться. Мама пробует помочь ему, досказывает первые шаги или алгоритмы возможных решений. В итоге, в команде с мамой задача коллективно решена, получено удовлетворение. Ребенок был готов с ней, просто его необходимо было подтолкнуть. Соотвественно, он научается решать логические задачи. Если же подсказки мамы не помогли, и она просто решила всю задачу за ребенка - то ни о каком удовлетворении и, соотвественно, научении, речь не идет.
3) закон упражнения - связи становятся тем более сильными, чем чаще они повторяются (упражняются). Повторение - мать учения. Обновление связи между ситуацией и реакцией на нее укрепляет эту связь (работает условный «закон применения». Мы не описываем его, потому что создатель этой теории научения Торндайк сам отказался от него). Пример взаимодействия с ребенком: мама желает, чтобы ребенок получал высшие оценки по математике. Поэтому она всячески поощряет факт, что ребенок делает домашнее задание сразу после школы (пример из "закона эффекта»), а также помогает и направляет в случае трудных заданий (пример из «закона готовности»). Делая это регулярно, она закрепляет поведение ребенка, и это поведение становится «сильнее» с каждым днем.
На трех примерах взаимодействия матери и ребенка, которые опираются на законы научной теории, мы показали, как можно выработать у ребенка почти любой навык. Главное - регулярность и последовательность!
В вопросах воспитания всегда поможет профессиональный психолог. Эффективной будет как психологическая консультация, так и психологические Услуги, Тренинги. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |