Мотивация близости: почему человек стремится быть ближе к другому
« Назад 24.07.2018 21:01 Простыми словами, человека порой тянет на общение с другим. При этом, не на простое общение, а на беспокойство о чувствах и мыслях другого, желание находиться рядом, прикасаться, открываться ему. Это и есть мотивация близости. Каковы цели данной мотивации, какие у нее особенности и чем она отличается от обычного желания находиться в контакте с человеком (мотива аффилиации)? Рассмотрим ниже.
В рамках своей теории Мак Адаме разработал новую концепцию мотива близости, существенно отличающуюся от концепции мотива обычной аффилиации. Именно он в свое время разделил эти понятия, которые раньше считались схожими. Мотив близости был подробно описан. Целью данного мотива было определено установление доверительных, теплых отношений с человеком как с уникальным человеком, а конечная цель - опыт теплых, взаимодоверительных и обогащающих отношений друг с другом. Среди характеристик мотива близости можно выделить:
Мотивация близости в своей развитии имеет 3 периода или, так называемых, сенситивных фазы. Первичная фаза - это развитие доверия к родителям в раннем возрасте. Вторичная фаза - отделение от членов семьи (сепарация) + чувство пресыщения и направленность общения на людей за пределами своей семьи. Третичная фаза проявляется в мотивах близости в отношениях уже с собственными детьми.
В чем сок мотивации близости? Психологи проверили на эксперименте. Несмотря на то, что мотивация аффилиации (желание общаться и поддерживать партнерский контакт) и мотивация близости имеют общие черты, они в корне отличаются друг от друга. Студенты проходили курс психодрамы, где они активно взаимодействовали между собой. При этом, некоторые демонстрировали явную мотивацию аффилиации, а некоторые показывали желание сблизиться с соучастниками. Мы выделим основные критерии, по которым исследователи разделили мотивации студентов.
Итак, как понять, какой мотив вами движет: мотив аффилиации или мотив близости? Напомним:
Подумайте о человеке, с которым поддерживаете общение. «Примерьте» высказывания ниже относительно него. Если большинство из списка совпадает с реальностью, вы демонстрируете именно этот мотив в общении. Ситуация 1:
Значит, вами движет мотив аффилиации! Ситуация 2:
Таким образом, мы сделали первое приближение к пониманию, каковы ваши мотивы относительно человека, с которым вы контактируете. Напомним, что мотив аффилиации - абсолютно позитивный мотив! Если именно он движет общением, это не означает, что вы негативно относитесь к другому, манипулируете и хладнокровно действуете по отношению к нему. Это демонстрирует лишь равные партнерские отношения, как правило, дающим позитивные эмоции и радость от общения. Тем не менее, это отличается от мотива близости, цели у которого немного иные. Понимая свою мотивацию, вы приближаетесь к более глубокому пониманию себя и своей личности. С личностными конфликтами поможет справиться психолог на индивидуальных консультациях.
КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |