Когда требуется психологическая помощь детям.

Формирование и становление личности – это психологическая помощь детямважный процесс, особенно, на самой начальной стадии, в детстве. Ответственными за этот процесс, по умолчанию, назначаются родители. Но далеко не всегда им удаётся качественно справляться с этой ответственностью. В итоге, у ребёнка появляются негативные реакции, вроде страхов или агрессии, которые впоследствии могут послужить причиной более глубоких или серьёзных психических разладов. Поэтому, психологическая помощь детям начинается в с помощи родителям.

Что с моим ребёнком?

Этот вопрос мучает не так мало родителей, как хотелось бы! Причём, у каждого свои причины его задавать:

  • ребёнок замкнутый и необщительный;
  • ребёнок агрессивный, несдержанный, легковозбудимый;
  • ребёнок безынициативный и ленивый;
  • у ребёнка разные страхи (фобии, ночные кошмары);
  • ребёнок врёт, не слушается;
  • ребёнок гиперактивный, неусидчивый.
Но первый вопрос, какой нужно задавать себе, если заметили, что у ребёнка проблемы: "Что я делаю не так?"

детская психологическая помощьПоверьте, детская психологическая помощь неосуществима без сотрудничества родителей, без их понимания того, что основную роль в характере ребёнка, в поведенческих факторах, во внутреннем состоянии, играют именно родители! И, если у ребёнка проблемы, то 99% процентов вины тоже лежит на родителях.

Факторы, влияющие на формирование личности

Из чего состоит психика человека, его эмоциональная наполненность и способность к социальному взаимодействию:

  • генетическая информация;
  • внутриутробный период;
  • внутрисемейная модель поведения;
  • воздействие окружающего мира.

Разберём по пунктам.

  1. Генетическая информация. С ней приходят наследственные болезни, склонности, некоторые особенности характера. Психические расстройства передаются по наследству, как и склонность, например к алкогольной зависимости. Но генетическая склонность – это ещё не приговор! Если, допустим у вас есть предпосылка к алкоголизму (то есть, больший риск стать зависимым, чем у других людей, которые могут себе позволить выпивать изредка, в малых  дозах, не впадая в запои), то эту предпосылку вы передадите и ребёнку. Но совсем не обязательно он станет от этого алкоголиком – если генетическая предрасположенность не подкрепится дополнительными факторами, вроде внутриутробного стресса или неправильной внутрисемейной модели.
  2. Внутриутробный период. Не зря считается, что беременная женщина не должна нервничать, перетруждаться и даже, говорят, видеть некрасивых людей! Это нужно не только для сохранения её и так нестабильного эмоционального спокойствия, на фоне глобальных гормональных перестроек, но и потому, что каждый из этих факторов влияет на плод. Стрессы могут повлечь за собой и врождённые страхи, и неуверенность и т.п.
  3. Внутрисемейная модель поведения – это наше всё! Как говорит мама с папой? Как папа проявляет свою любовь к маме? Как мама и папа решают проблемы? Как мама говорит с ребёнком, уважает ли его или пытается ломать, морально и физически воздействуя? Какие традиции и моральные ценности есть в семье? Вплоть до музыкальных вкусов – всё впитывается ребёнком! Приём, это может проходить незаметно, как для него, так и для родителей. Например, вы ссоритесь, а ребёнок спокойно смотрит мультики? Это совсем не значит, что он не испытывает стресса – просто это позже выльется!
  4. Окружающий мир. То, как на него и его воздействие будет реагировать ребёнок, зависит от трёх предыдущих этапов. Если ребёнка подавляли, то он вырастет в безынициативного человека, если ему не уделяли достаточно времени – он будет замкнутым, если били – агрессивным и так далее.
Самое важное в психологической помощи детям – готовность родителей работать, в первую очередь, над собой!

Психолог анализирует и направляет, а родители действуют или не действуют в соответствии с заданными инструкциями. И только совместное сплочение семьи для «работы над ошибками» приведёт к положительному результату.