Роли в команде. Как создать эффективную команду?

« Назад
14.10.2018 20:12

Безусловно, что в любой команде каждый отвечает за определенную часть. Невозможно отвечать за весь функционал команды лишь одному человеку. Но в зависимости от характера человека и его личности в целом, люди по-разному выбирают себе роли в команде (как на работе, так и в спортивной команде или команде друзей). Об этом рассказывают социальные психологи. 

В состав команды входит определенное количество людей, перед которыми стоит задача решить какой-либо вопрос. Как правило, такой вопрос требует системного подхода, поэтому важен вклад всей команды в целом. Функции в команде разделяются между участниками. Одну из самых распространенных классификаций ролей в команде предложил Белбин. Эффективно работающая команда должна иметь людей, которые координируют весь процесс и администрируют его, направляют процесс, задают «общий дух» или общий настрой, реализуют придуманное решение и, в последствии, критикуют его. Основываясь на этих функциях выделяется восемь командных ролей (в новой версии насчитывается девять командных колей).  В начале назовем выделенные им роли, а затем раскроем их суть:

  • реализатор
  • контролер
  • ведущий
  • мотиватор
  • генератор идей
  • аналитик
  • гармонизатор
  • изыскатель
  • специалист ( обнаружен уже после завершения экспериментов в Хенли ) (Белбин, 2009)

Безусловно, чтобы команда была успешной, ей необходимы усердно работающие менеджеры. Так, реализаторы стабильно работают на интересы команды, буквально реализуя задуманные идеи и планы действий. После этого в действие вступает контролер, который доводит дело до конца, создавая готовый, конечный продукт. 

При этом, необходимо, чтобы активность в группе имела общую, единую направленность. Это может обеспечить ведущий, который берет на себя обязанности лидера. Мотиватор в команде способен направить ее скорее эмоционально, «заряжая» ее энергией. Он стимулирует команду работать и двигаться вперед. 

Не каждый человек обладает талантом придумывать что-то новое и предлагать нестандартные решения. Для этого в команде и существует генератор идей, который выделяется среди других креативностью и творческими способностями. Главным его девизом является «креатив ради креатива». Он способен устроить брейншторм (brainstorm - особый метод поиска новых идей, когда в начале предлагаются абсолютно все варианты, пришедшие в голову) и быстро предложить новое, креативное решение. То, насколько данное решение, действительно поможет команде, решит аналитик. Он способен объективно взвесить все «за» и «против» идеи и аргументированно выдвинуть свое мнение о том, стоит ли реализовывать идею. 

За гармонию внутри команды отвечает участник, который имеет соответствующее название - гармонизатор. Он оберегает участников от внутренних конфликтов, обладает умением вести переговоры.  В то время как такой менеджер сосредоточен на ситуации внутри команды, изыскатель направляет свою активность вовне. Они способны заметить в окружающей среде новые, инновационные решения и внедрить их в команду. В отличие от генераторов идей, они не придумывают их самостоятельно, но способны подыскать для команды подходящее решение вовне. 

Рассмотрим гипотетическую команду, которая должна принять участие в выставке. На выставке необходимо иметь стенд, который будет привлекать, отражать суть компании, при этом оставаясь функциональным и удобным рабочим пространством. Данную идею критически оценит анализатор, обдумав бюджеты этой идеи и адекватность такого оборудования на конкретной выставке. Дизайном стенда займется генератор идей. Например, на стенд компании по производству грузовиков, он предложит установить шлем виртуальной реальности, надев который, партнер перенесется на производство и увидит, как происходит процесс. Такое необычное решение на стенде покажет, что компания приветствует новые технологии и «идет в ногу со временем». В подготовке стенда ему поможет изыскатель, который подскажет, как сделать максимально привлекательный стенд, пройдясь по выставкам и определив, какие стенды «притягивают» больше всего потенциальных партнеров. Заказом стенда займутся реализатор с контролером. Во время работы выставки, ведущий будет направлять рабочий процесс, следя за тем, чтобы на стенде всегда присутствовал хотя бы один свободный представитель компании, переговоры проходили по расписанию. Привлечением клиентов на стенд (например, на какую-либо активность или конкурс) может заняться мотиватор. Таким образом, стенд будет работать  активно и эффективно. 

Знание о функциях каждого человека в команде поможет работать эффективнее и распределить обязанности между участниками так, чтобы они смогли внести наибольший вклад в процесс.

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить