Теория развития группы: что препятствует общению?   

« Назад
20.06.2018 07:13

В середине 20 века у социальных психологов было особенно популярно исследовать небольшие группы людей, где каждый участник находится в непосредственном контакте и взаимодействии с остальными. Одними из исследователей были ученые Беннис и Шепард, которые создавали специальные тренинговые группы. В них соединились незнакомые до этого люди, которых связывала такая совместная деятельность, как общение друг с другом. Целью было достижение эффективной, валидной коммуникации, где участники делились своими чувствами и открыто общались между собой. В процессе наблюдения за развитием таких мини-сообществ родилась теория группового развития. В ней психологи пошагово объясняют, как общение переходит из простого любезного взаимодействия в общегрупповую поддержку и искреннее отношение к участникам. 

 

Какую мысль авторы теории хотели донести? 

Каждый человек имеет определенное отношение к власти и определенные ценности в личных взаимоотношениях. Со своими собственными представлениями об этих вещах он приходит в группу людей (будь то семейный сбор, университетская группа, отдел в организации, компания друзей или даже новые любовные отношения). Проблема в том, что у каждого они свои. Из этого и рождаются разнообразные препятствия, которые мешают группе развиваться и устанавливать здоровые, искренние взаимоотношения в группе. 

 

Итак, мы выделили 2 фактора:

  1. отношение к власти (назовем его зависимость) 
  2. отношение к личным взаимоотношениям (назовем его взаимозависимость) 

 

Мы также сказали, что оно разное у людей. Соответственно людей можно разделить на несколько групп:

1.1) зависимые - принимают правила руководителя, желают иметь четкую систему норм и правил, предпочитают иметь систематичность в действиях и понимать свою позицию в иерархии группы

1.2) контрзависимые - отрицающие жесткие обязательства и требования, которые предлагает руководство 

2.1) сверхличностные - желающие непременно сблизиться с остальными, установить максимально близкие отношения и поддерживать их настолько долго, насколько хватит сил 

2.2) антиличностные - стремящиеся избегать близости, ограничивать контакты, беспокоясь за свое личное пространство 

 

Безусловно, не всегда можно отнести человека к какой-то определенной группе. В нормальной, среднестатистической ситуации, у человека существует баланс между двумя полюсами, и он не проявляет ни ярого мятежа в группе, ни поглощающего желания спасти внутригрупповые взаимоотношения. Они адекватно, рационально смотрят на ситуацию. Согласно теории Бенниса и Шепарда, именно они и являются катализаторами (Беннис, Шепард, 1984) , которые двигают группу вперед. Они могут, порой даже неосознанно, уладить конфликты и найти компромисс. Они способны избегать крайностей и стереотипного мышления, и их рациональный взгляд помогает другим, более конфликтным участникам, сплотиться и преодолеть трудности. Так почему же не стремиться к такому рациональной, содержательной позиции всем участникам?

 

Так что же препятствует общению в группе?

  • слишком сильная ориентировка на руководителя и жесткие нормы 
  • мятеж и отказы соглашаться с мнением более высокостатусных участников
  • необоснованный протест действовать 
  • чрезмерная, искусственная любезность без раскрытия истинных чувств и намерений
  • желание продолжать видимость хороших отношений даже при чувстве их иллюзорности и «сфабрикованности»
  • решение остаться в группе только из-за страха одиночества
  • полное отрешение от группы с избранием любых контактов
  • мысли о том, что группа «поглотит» личную индивидуальность и подавит личность 

Хотя бы зная, что эти моменты могут разрушить все групповое развитие, можно постараться предпринять усилия, чтобы не совершать таких ошибок. Успехов в развитии взаимоотношений! 

 

 

 

 

Список литературы:

    1 Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить